12 мая 1906 года считается днем основания Симбирского кружка парусного и гребного спорта, позже ставшего Симбирским яхт-клубом. В этот день губернатор Лев Владимирович Яшвиль утвердил его Устав. Основателями кружка стали юристы Виктор Феофанович Соколов, Иван Иванович Ишерский, Владимир Павлович Мартынов (сын П.Л.Мартынова), Сергей Евгеньевич Разумов; доктор медицины Илья Александрович Стрелков – врач и эконом Симбирского кадетского корпуса; надворный советник Федор Алексеевич Дивногорский (Ю.Д.Ефимов называет среди основателей также И.С.Косарина и В.Ф.Соловьева). Они обратились в Губернское по делам об обществах присутствие с просьбой о разрешении открыть кружок парусного и гребного спорта. Губернское правление сочло начинание полезным, и разрешение было быстро получено.

8 мая 1906 года на первом заседании, в присутствии губернатора, члены кружка приняли Устав общества. Через несколько дней он был утвержден и внесен в реестр общественных организаций Симбирска.
Новое спортивное общество ставило своими целями изучение речного дела, пропаганду парусного и гребного спорта, проведение соревнований; но только этим планы не ограничивались. В Уставе говорилось: «Симбирский кружок парусного и гребного спорта имеет целью распространение в обществе охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, уменье на них управляться, улучшение постройки судов и изучение вообще речного дела. Кроме того, кружок имеет в виду как полезное вспомогательное средство… изучение всякого рода гимнастических упражнений и игр, например, плаванья, катанья на коньках, фехтования, бега на лыжах и т. п.». Члены кружка собирались на свои средства покупать суда, организовывать «гонки и маневры», открыть шлюпочную мастерскую; проводить разного рода спортивные мероприятия для горожан.

25 мая 1906 года прошли выборы руководства кружка. Командором – «представителем кружка и ходатаем его везде, где представится надобность» – был избран В.Ф.Соколов, вице-командором, состоявшим также «председателем комиссии о гонках» – И.И.Ишерский. Руководство кружка избиралось на один год, обязательным условием занятия должности являлось владение собственным судном.
Членами кружка были люди далеко не бедные – дворяне, служащие высокого ранга, предприниматели. Ежегодный членский взнос составлял 6 рублей – сумма немалая. В кружок принимались лица, достигшие 20 лет.

Каких-то жестких требований к судам, составлявшим флотилию кружка, не предъявлялось. Это могли быть яхты, «суда палубные с каютами, открытые суда: катера, шлюпки, гички, байдарки, ялики и т. п., за исключением простых лодок». По Уставу все суда должны были иметь номерной знак и вымпел – флаг. Флаги кружка парусного и гребного спорта – «кормовой – белый с синим прямым крестом и полным симбирским гербом на кряже», стеньговый – с теми же атрибутами, но треугольный. Особые вымпелы имели командор и вице-командор – с двумя белыми косицами, а командорский брейд-вымпел – еще и с широкой синей полосой.

Шлюпками, принадлежащими кружку, могли пользоваться все желающие. Один час катания стоил 25 копеек.
6 апреля 1907 года городская дума отвела кружку место на Волге, несколько ниже пристани пароходного общества «Дружба», для установки дебаркадера. Место выделялось ежегодно, на одну навигацию, поначалу бесплатно. Но в 1909 г. гласный думы И.И.Стеклов выступил против этой привилегии. По его словам «общество гребного спорта существует для людей зажиточных, имеет флотилию в 1000 руб., ничем полезным по отношению к населению себя не проявило…, поэтому плату в 100-150 руб. за пристань они могут внести». Мнения разделились. Директор народных училищ И.В.Ишерский (впрочем, отец вице-командора) полагал: «Богатые – частные лица, общество – нет. В других городах подобные общества поощряются…». Его поддержал С.С.Бокоунин, впоследствии один из самых активных членов кружка: «Общество содержится пятью людьми. Отсутствие средств заставит общество отказаться от места, и хорошее начинание пропадет». В итоге все же была назначена плата – 100 руб. в год.
Кроме членских взносов, источниками существования кружка являлись сборы от вечеров, спектаклей и других мероприятий. Так, художественно-спортивный вечер, организованный кружком совместно с фотографическим обществом, прошел 29 февраля 1910 г. в здании городского Общественного собрания. Газета «Симбирянин» писала: «Было шумно и оживленно. Исполнялась одноактная вещь О.Мирбо «Вор», …живые картины «Икар» и «Рассказ моряка». Из других «гвоздей» вечера следует отметить полет аэроплана (?) и живые фотографии. Зал был красиво декорирован по рисункам Д.И.Архангельского. Танцами руководил С.Я.Ширяев».

Но в целом в первые годы существования роль кружка в общественной жизни Симбирска была незначительна. Ситуация изменилась, когда его членом стал «купеческий сын» (вел дело совместно с отцом) Сергей Сергеевич Бокоунин, позже ставший владельцем известного «Теремка». Летом 1913 года он и вице-командор И.И.Ишерский выступили с инициативой благоустройства дачной местности «Колки» в районе северного выгона. Северная часть «Колков» принадлежала городу и в 1911 г. была разбита на 30 участков под дачи. А в апреле 1915-го город приобрел у удельного ведомства остальную территорию площадью 259 десятин для создания там «Третьего Венца» — нового места отдыха. Были наняты сторожа для охраны.
В 1915 году на приобретенном участке в «Колках», на берегу Волги, кружок оборудовал спортивную площадку с теннисным кортом и полем для крокета. Рядом было построено 2-этажное здание с буфетом и павильоном для танцев. Тут же находились лабаз для хранения лодок и изба для матросов. Тогда же в рамках кружка были открыты отделения для занятий футболом и легкой атлетикой. К этому времени С.С.Бокоунин был избран вице-командором кружка.

9 и 10 мая 1915 г. по инициативе известного симбирского спортсмена В.Н.Сивинцева состоялся футбольный матч между командами «Первая железнодорожная» из Самары и «Симбирский яхт-клубовский кружок». Матч проходил на поле у электростанции. Входной билет стоил 10 коп., место на скамейке – 50 коп. Собралось более трех тысяч зрителей. Симбиряне впервые увидели спортивную форму: самарцы были одеты в оранжевые футболки и «специальные ботинки». 9 мая самарцы победили со счетом 10:0, 10 мая – 13:0.
24 июля 1915 года состоялась гребная гонка Казань-Симбирск с участием спортсменов этих двух городов. Победили казанцы. В отчете кружка за 1915 год говорилось: «…Симбиряне располагают в этой области спорта минимальной опытностью, т.к. всем известно, что гонки и подходящие для этого суда – большая редкость в нашем кружке…, и казанцы, располагавшие тем и другим в большей степени, легко выиграли гонку. Однако разница не была так велика, чтобы не оставить большой надежды на соперничество с ними уже в следующем сезоне».
В 1916 году кружок парусного и гребного спорта был преобразован в Симбирский яхт-клуб. Это была не смена названия, а качественное изменение. С.С.Бокоунин стал командором, и благодаря его усилиям значительно выросла флотилия. На средства яхт-клуба была приобретена моторная лодка, а также двухпарусная яхта «Бриз» — лучшее судно города, ставшее флагманом клуба. Во флотилию входило значительное число парусных и гребных шлюпок. Активными членами клуба стали известные в Симбирске спортсмены: братья Кудряшовы со своей яхтой «Мария», В.Швер, Н.Семенов, С.Фаресова и другие.
Тем не менее, в августе 1916 г. симбиряне отказались от предложения Саратовского яхт-клуба принять участие в первенстве Поволжья на приз «Первый рулевой», боясь потерять свою единственную яхту. Один из руководителей клуба инженер-механик П.И.Турбин заявил, что «Бриз» не выдержит гонок, даже если управлять им будет лучший спортсмен города В.Н.Сивинцев. Учитывая, что яхта была куплена всего месяцем раньше – 17 июля, возможно, ее просто не успели подготовить. Невзирая на неудачи, яхт-клуб готовился достойно выступить на новых соревнованиях, в т.ч. всероссийских, но, из-за военного времени, этого не случилось.

В начале 1917 года яхт-клуб с отделением физического развития официально числился действующим. Но после революции он был закрыт, впрочем, ненадолго. Среди других «старорежимных» организаций, было закрыто и Общество спасения на водах, существовавшее в Симбирске с 1877 года. Но как же на Волге без спасателей? И в 1922 году Общество возобновило свою деятельность. Спасатели понимали: надо не только спасать, но и учить людей правильно вести себя на воде. При Обществе был создан кружок гребного и парусного спорта, а в 1925 году возродился и яхт-клуб, как подразделение ОСНАВ.
Яхт-клуб разместился в своем прежнем здании на берегу Волги, правда, поделив его с рестораном. Обновилась символика клуба. На фотографии 1926 года, запечатлевшей членов штаба , хорошо виден флаг. На нем – скрещенные якорь и весла внутри спасательного круга и буквы «УЯК» — Ульяновский яхт-клуб. Та же эмблема на кокардах и нашивках членов клуба.
В 1927 году Общество открыло завод по производству фруктовых вод, которые продавались в принадлежащих ОСНАВ киосках. Численность Общества достигала 300 человек только постоянных членов. Действующий при нем яхт-клуб имел две моторные лодки и четыре яхты – одну, принадлежащую клубу, и три частных. Среди них: яхты «Аврора» (совместная собственность врачей П.И.Репьева, В.И.Шабурова и инженера Н.И.Баранова); «Фрида», принадлежавшая бухгалтеру завода им.Володарского П.И.Гольцману и «Норд-Ост» врача А.И.Банцекова. Два последних судна после смерти владельцев стали собственностью клуба. Яхты и лодки выдавались горожанам напрокат – 30 копеек в час, членам профсоюза 20 копеек.

Печально окончилась судьба яхты «Аврора». По воспоминаниям Т.В.Пановой, внучки владельца яхты доктора П.И.Репьева, однажды Павел Иванович с коллегами А.В.Теняевым и А.А.Листовым совершали на яхте прогулку по Волге. Возникла мысль осмотреть вблизи железнодорожный мост. К мосту их не пустила охрана. А через несколько дней все трое оказались в НКВД. Вопрос к докторам был один: «Зачем вы хотели взорвать мост?». Позже П.И.Репьева выпустили, а его друзей арестовали. После этого Павел Иванович не мог ходить на Волгу. Яхта сгнила на берегу…
Летний сезон открывался в яхт-клубе 1 мая. Этот день отмечался торжественно и весело. Здание клуба, его суда украшались флагами и вымпелами. Главным событием становилась километровая гонка на шлюпках вверх по Волге. После этого устраивался водный парад лодок и яхт. Вечером в зале клуба проходило представление для многочисленной публики.

Яхт-клуб порой организовывал воскресные пароходные прогулки для всех желающих. В 1927 году газета «Пролетарский путь» писала: «29 мая, на пароходе «Ульяновск», будет организована поездка на Соловки (Соловецкая пустынь выше Симбирска). Если хорошая погода – в сопровождении моторных лодок. Выезжает отряд шлюпок Яхт-клуба, командой которого будут проведены два тура праздника».
О.А.Толстая-Воейкова, письма которой были опубликованы в 2003 г. в журнале «Континент», описывала эту поездку (ее сын Юрий принимал активное участие в работе яхт-клуба). «Это была большая прогулка, где участвовал перевоз и Яхт-клуб. Наши молодцы в шлюпках плыли с 10 вечера до 5 утра. Праздник на воде не устроили, место оказалось слишком закрытое. Публика, кажется, на лоне природы скучала, хотя день простоял дивный, – по отечественному обычаю обращались за утешением к водке. Перевоз пришел за гуляющими только в 10 часов вечера. С таким азартом на него ринулись, что сталкивали друг друга со сходней…».
До самой войны ульяновский яхт-клуб оставался одним из самых популярных мест отдыха в городе.
Источники:
1. И.Э.Сивопляс «Симбирск – волжский город, и без развития в нем парусного спорта он всегда будет смахивать на калеку…» («Ульяновская правда» от 28 июня 2001 г.).
2. Ю.Д.Ефимов «Культурная жизнь и досуг жителей Симбирска в 1914-1917 гг.» («Краеведческие записки», выпуск 10, 2005).
3. Т.А.Громова «Симбирск спортивный» («Деловое обозрение», 2005, №5).
4. Т.А.Громова «Яхт-клуб в Симбирске» («Деловое обозрение» 2007, №5); и др.

Источник : Старый Ульяновск. Brandergofer.

Несколько слов про Симбирский яхт клуб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: